Линчи́ (кит. трад. 凌遲, упр. 凌迟, пиньинь: língchí, буквально: «затяжная бесчеловечная смерть, медленная экзекуция», кит. трад. 殺千刀, упр. 杀千刀, пиньинь: shàqiāndāo, буквально: «смерть от тысячи порезов») — особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени. Также именовалась ваньгуа линчи (万剐凌迟) или цяньдао ваньгуа (千刀万剐).
Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в Средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю.
При цинской династии линчи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом, чтобы предотвратить потерю сознания.
Линчи совершалось на глазах многих людей. В некоторых случаях жертве специально давали опиум, что позволяло продлить показательные жуткие пытки. Под действием опиума у преступника притуплялось чувство боли, и он мог смеяться. Без опиума жертва зачастую теряла сознание или даже умирала от болевого шока намного раньше планируемого завершения.
Законным такое наказание стало в XII веке, хотя применялось еще с давних времен. Так, в конце III века до н. э. таким образом были казнены дочери императора Цинь Ши-Хуана. Дело в том, что пришедшая новая власть не желала продолжения рода предыдущего императора. Самым надежным способом в этом деле была только смерть. Все принцы были немедленно убиты, а более 20 принцесс брошены за решетку. Затем приняли решение вывести всех девушек нагими на площадь, привязать к столбам и отрезать руки и ноги.
На сегодняшний день уцелело много записей тех времен, где описывается процесс линчи. Так, обвиняемого полностью раздевали и привязывали к столбу. В соответствие с некоторыми картинками и зарисовками можно сделать вывод, что не всегда виновным связывали конечности. Это делали, чтобы казнённый мог ими двигать, скорее всего, для большего эффекта. В некоторых случаях привязывали и к кресту, руки жертвы при этом привязывали к перекладине. После этих действий два или три палача начинали подготовку к жутким пыткам. Так как предметы не должны были сразу ранить жертву со смертельным исходом, применяли ножи или пилы-ножовки. При этом осужденный наблюдал за всей этой «церемонией» подготовки. После этого приступали непосредственно к казни – отрезанию частей плоти.
Так, исходя из вышеприведённой последовательности, человек не выдерживал и умирал к середине казни. «Восемь резаний» считалось наиболее мягким наказанием, но при этом и «Двадцать резаний» было ещё не самым страшным действом. Суд мог приговорить осужденного от «Тридцати шести» до «трёх тысяч резаний». Последнее применялось к совершившим особо тяжкое преступление. При этом казненного обтягивали сеткой (мелкой), туго затягивая так, что кусочки тела «выпирали» из ячеек. Затем палач щипцами отрезал эти кусочки тела. В этом случае осужденному давали несильное обезболивающее.
Иногда жертве давали помилование и убивали с первого удара. При этом мертвое тело разрезали на куски. Дело в том, что китайцы верили, что человек в загробную жизнь попадёт в таком виде, в каком он был на момент своей смерти. Конечно, такая перспектива была людям не по душе.